Автор: Анна СТРОКОВА
Как скоро не станет бумажной прессы и «умрет» ли она вообще? Грозит ли эта «смерть» региональным газетам или мы еще «повоюем»? Все побеждается интернетом – даже живое общение, считает журналист-международник Кипрас Мажейка, который уже во второй раз заглянул в Караганду.
Политолог, вице-президент МЕАТР (Международная евразийская академия телевидения и радио), профессор Академии медиаиндустрии в Москве… В прошлый раз мы уже писали: чтобы перечислить регалии Кипраса Иозовича, места нужно много. В этот раз мы узнали, чем он занимается сейчас и ради чего побывал в нашем городе – надеемся, не в последний раз.
Очередная двухнедельная вахта Мажейки в Казахстане завершилась 8 декабря. Будущих журналистов КарГУ им. Е.А. Букетова Кипрас Иозович обучал премудростям репортерского мастерства и новым медийным технологиям, а студентов факультета экономики КарГТУ – медиаменеджменту, поведенческой психологии, медиабизнесу и рекламе, а также другим инновационным предметам на междисциплинарной основе.
– Будучи журналистом, я-таки вторгся в сферу технарей, – признался Мажейка при встрече. – Для чего? Чтобы выйти за пределы журналистики, расширить профиль. Теперь смогу выступать и в технических вузах.
Кстати, «политех» стал 12 вузом республики, вошедшим в число плодотворно освоенных «вашим покорным слугой», как любит называть себя мастер. А в последний день его занятий в КарГУ студенты кафедры журналистики представили видеоролик о своем вузе, получив необычную награду: возможность скачать словарь новой терминологии IT и массмедиа на 140 страниц, а также список перспективных профессий.
Встречи со СМИ – дело само собой разумеющееся. Редакцию нашей газеты Мажейка посетил лично и не с «пустыми руками»: озвучил лекцию «Принтмедиа: от государственных субсидий до успешного медиабизнеса», дал прогнозы жизни печатной периодики и поделился другими интересными данными. На очереди – визит на Северный Кавказ, а пока мы остановимся на деталях.
Кипрас Мажейка отметил: не мог обойти стороной трибуну КарГТУ как эксперт, только из «соседнего леса», поскольку он больше медиааналитик, политтехнолог, политолог и журналист-международник, чем экономист или
управленец. В области менеджмента и бизнеса он, может, свой не на все сто, но и не чужой. Темой заинтересовался, прочитав книгу американского ученого-медиааналитика Кеннета Доктора «12 трендов, которые изменят мир новостей», или «Ньюсономика».
Эксклюзивы надо искать не у ньюсмейкеров, а в анализе обширных данных, говорит Мажейка. Скорость и объем информации узаконили и новый тип СМИ – электронные газеты и журналы. События подтверждают: повестку дня часто формируют блоги и социальные сети. Интернет выходит на первую позицию среди СМИ, мобильные устройства дают нам «облегченный вариант миросозерцания» с экономией времени и денег. Потребители переключили внимание на новые медиа. Стоимость того же размещения пользовательского видео на сайте Youtube близка к нулю. Остается признать эту реальность и переучиваться, чтобы успеть сесть в последний вагон быстрого «Сапсана» и не остаться на перроне, советует Мажейка.
– Чем и занимаюсь, – признался нам Кипрас Иозович. – Традиционные модели СМИ больше не работают. Но медиаменеджмент на территории СНГ находится не в конце пути, а в начале нового этапа развития.
Линейному телевидению в его нынешнем виде осталось в лучшем случае несколько лет. Рекламодатели уже сейчас пытаются значительную часть своих бюджетов перевести в онлайн. Кто займет место линейного ТВ? Скорее всего интерактивное телевидение, будущее – за видео.
– К чему это приведет? К трансмедиа — история рассказывается на медианосителях, в нескольких средах и системах, – объясняет Мажейка. – Начинается в мобильном приложении телефона, продолжается на телеэкране, сюжетные повороты коммуницируются через наружную рекламу, а финал – публичное массовое мероприятие.
Интернет в целом, по мнению нашего героя, движется от СМИ к СПИ – службе персональной информации, когда контент подобран для индивидуального пользователя – видео, статьи, блоги, музыка, фото… При этом учитываются интересы и вкусы не только полов, но и возрастных категорий.
Переместимся на Запад: в последние годы бумажная пресса в США уступает интернет-СМИ. Тиражи отдельной периодики падают, дороговизна бумаги делает ее все менее привлекательной в глазах инвесторов по сравнению с онлайн-периодикой. В то же время многие издания давно выпускают свои онлайн-версии для каждого вида гаджетов.
Какие типы СМИ наиболее уязвимы? Печатные. Когда газета с новостями доходит до дома потребителя, этой новости минимум 12 часов. В поисках выхода издания осваивают современные технологии. Год назад «The New York Times» представила собственное приложение для очков. «Google Glass» будет вслух зачитывать статьи пользователю. Другие печатные СМИ в попытке сохранить читателя прибегают к изощренным технологиям «дополненной реальности» – «цифровым водяным знакам» и даже «видео на бумаге».
– Сложно представить современные СМИ вне интернета, – продолжает Кипрас Иозович. – Почти каждая традиционная редакция имеет сайт или параллельно вещает на телевидении и в онлайн. В Китае появилась газета в необычной
комплектации: очки продавались в комплекте с газетой для просмотра 3D-изображения на страницах традиционного печатного издания. Совсем недавно в «Wall Street Journal» публикацию фотографий считали баловством, а сегодня у них есть видеоподразделение. Да и радио уже не только радио, скорее микротелевидение, – утверждает Мажейка.
Обретают жизнь и совместные проекты: например, успешно развивается партнерство между «The New York Times» и телекомпанией «NBC». Если репортеры из газеты сумели подготовить сюжет, который коллеги из «NBC» пропустили, их продукт нередко идет в телеэфир.
– Мы пока еще помним, кто из лидеров рынка начинал на телевидении, кто на радио, а кто в печати, – резюмирует Кипрас Иозович. – Но через года полтора-два тех из них, кто выживет и утвердится на рынке, будем воспринимать как мощные информационные бренды. Они будут ассоциироваться со всеми формами потребления новостей: на слух, зрительно и в тексте. Крупные газетные корпорации не агрегируют информацию и новости, а сами собирают и распространяют ее, адресуя аудитории на национальном и глобальном уровнях. Тем более что всемирной паутине, где они все давно обитают, тиражирование почти ничего не стоит. В традиционных СМИ расходы на производство составляют от 25% и выше, в цифре же – 5-10% всех расходов.
Но сколько же осталось жить, допустим, нашим газетам, на фоне таких стремительных изменений в мире СМИ? Больше 15 лет точно, прогнозирует наш гость, добавляя: провинциальные газеты процветают и не погибнут, поскольку сами производят информацию. Тем не менее, говорит он, печать вполне может перейти в другую категорию и стать, скажем, дорогостоящим удовольствием: держа в руках номер газеты или журнала, мы словно убеждаемся – да, новость имеет подтверждение, ведь она здесь, на страницах печати.
Кипрас Иозович цитирует Генри Форда: «Тот, кто всегда делает то, что уже умеет, всегда останется тем, кем он уже является». Возможно, такая позиция многих устраивает, говорит он. Но добиваться новых высот необходимо, нужно открывать новые двери: каждая таит новый опыт. Уйдя с телеэкрана в 1996-м, Мажейка, по его признанию, занимается новым делом, освоив как минимум три новые профессии, если не больше. Он называет себя вечным студентом, снова и снова встречаясь с молодежью и делясь опытом.
Он разработал курсы лекций по 14 предметам (три из которых инновационные), оставаясь востребованным, – подарок судьбы, говорит Кипрас Иозович. Кстати, насчет наших студентов комментирует: ребята разные, но даже если глаза горят не у всех, в аудитории всегда найдется Тот Самый, который обязательно пойдет по стезе журналиста.
Однако часто преподаватели открывают свой «гроссбух» и читают подопечным то, что было актуальным очень давно, а студенты от этого бывают не готовы к трудностям профессии, потому хорошей смены для редакций нет. Дела пошли бы куда лучше, будь в Караганде самостоятельный факультет журналистики. Мастерство – наши мускулы, и дабы «накачать» их как следует, стать мастером своего дела и превосходным аналитиком – а качественной аналитики нашей
журналистике катастрофически не хватает, нужно не только не опускать руки, но знать свою профессию, быть в курсе тенденций сферы, напутствует «вечный