Bookmaker artbetting.co.uk - Bet365 review by ArtBetting.co.uk

Bookmaker artbetting.gr - Bet365 review by ArtBetting.gr

Germany bookmaker bet365 review by ArtBetting.de

Premium bigtheme.net by bigtheme.org

Польша и Казахстан: система подготовки журналистов

Шарипа Нуржанова Қараша 21, 2014 0
Польша и Казахстан: система подготовки журналистов

В медиахолдинге «Қазақ газеттері» прошла встреча с делегацией из Польши, которую возглавлял член редколлеги и нашего журнала «Мысль», доктор  политологии, профессор, декан факультета политических наук и журналистики Познаньского уни-верситета им. Адама Мицкевича        Тадеуш Валлас.
польша1

Гостей приветствовали глава медиакорпорации Жумабек Кенжалин и  главные редактора газет – Ахас Тажутов («Экономика»), Самат Ибраим («Ана тілі»), Ершат Асматов  («Уйгур авази»), журналов – Сейдахмет Куттыкадам («Мысль»),  Аманхан Алим («Ақиқат»), Куандык Туменбай («Уркер»), а также преподаватели факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби Шарипа Нуржанова и Жетписбай Бекболатулы.
Подготовка журналистских кадров в Польше
Стороны обменялись мнениями по воп­росам подготовки журналистских кадров. О польском опыте рассказал Тадеуш Валлас.
– Еще в 90-х годах в Польше журналистов принято было обучать на факультетах политологии. В некоторых других странах их учили на факультетах филологии. Но сейчас журналистика в политических рамках выросла и стала уже отдельной специальностью. Наша система образования приблизительно такая же, как и у вас. Мы учим своих студентов, журналистов работать не только в газетах, журналах, но также они должны уметь работать на сайтах, в Интернете, вести свой блог. То есть мы делаем все возможное, чтобы наш студент мог найти себя на рынке труда, ведем мониторинг устройства на работу наших студентов, прослеживаем их дальнейшую судьбу. Результаты таковы: наши выпускники очень быстро себя находят на рынке труда и редко регистрируются в органах по безработице.
Своим выпускникам я обычно говорю: «Я хочу, чтобы вы нашли себе не просто работу, а такую работу, которая бы вам приносила удовольствие».
Кроме навыков журналистики, студентам дают еще такие знания, чтобы они могли работать и пресс-секретарями. В Польше в каждом органе власти есть отдел, который работает по связям с общественностью. Соответственно, наш факультет обучает студентов так, чтобы они могли работать и в этой сфере. Мы обучаем и самой новой специальности – новые медиа. Все сейчас понимают, что за ними будущее.
На нашем факультете учатся четыре тысячи студентов. Мы подготавливаем их по таким специализациям, как политология; международные отношения; журналистика, информация и коммуникация в системе общественных связей; национальная безопасность. У нас работает более 90 преподавателей. Наш факультет проводит занятия в новом, просторном и по-современному оборудованном помещении, мы имеем собственную теле- и радиостудию, кабинеты информатики, библиотеку и аудитории, оснащенные всем необходимым для обучения.  Более подробную информацию о работе нашего факультета можно посмотреть на нашем сайте www.wnpid.amu.edu.p1.
Факультет сотрудничает с 28 зарубежными учебными заведениями. Действуют они, в основном, в Европе, но также есть партнеры в Южной Корее, на Тайване, в Турции, США и Бразилии. Сотрудничество основывается на подготовке общих публикаций, возможности прохождения стажировки в партнерском учебном заведении и организации общих конференций и исследовательских групп.
Соответственно, наши студенты могут участвовать в программах студенческого обмена в рамках европейской программы ERASMUS. Она позволяет учиться в выбранном университете один семестр или учебный год. Факультет наладил сотрудничество с 37 университетами со стран ЕС и Турции. На основании двусторонних договоров студенты могут в это же время защищать свои работы также в учебных заведениях вне ЕС.
Каждый год увеличивается количество граждан Казахстана, которые проходят научную стажировку, обучение или часть курса в польских университетах. Попадают они и в Познань, в том числе и на наш факультет. Студенты из Казахстана занимают второе место после Украины среди тех, кто приезжает со стран СНГ.
польша2В Польше проводятся научные исследования в области журналистики. Сейчас доминируют исследования новых явлений на рынке СМИ. Происходит особенная заинтересованность цифровыми СМИ, возрастающей ролью таблоидов, развитием прессы на местном уровне и отраслевой прессы, возможностями, которые дает нам Интернет.
Будущих журналистов на степень бакалавра мы подготавливаем за три года, плюс два года добавляется для тех, кто хочет получить диплом магистра и год последипломной учебы. Те студенты, которые учатся по специальности «журналистика и общественная коммуникация», могут углубить свои знания и навыки в рамках специализации «периодическая печать, радиожурналистика, тележурналистика, веб-журналистика». Могут также выбрать специальность «PR и реклама», «современные СМИ» или «управление коммуникациями в бизнесе».
Занятия для будущих журналистов проводят преподаватели нашего факультета и так называемые «практики». Среди «практиков» есть много известных и заслуженных журналистов, специалистов рекламных агенств и пресс-секретари.
В чем заключается работа современного журналиста? Ему необходимо уметь пользоваться компьютером и разными программами. Мы  инвестировали именно в программное обеспечение. У нас очень хорошая техническая база. Не хотелось бы конечно хвастаться, но наш факультет журналистики – единственный факультет во всей Польше, который имеет базу одолжения для студентов таких сподручных средств, как диктофон, камеры и другое необходимое оборудование, которое поможет скомпонировать, создать конечный продукт,  будь то передача, сюжет… Есть много практических занятий, которые проводятся в нашей теле- и радиостудии, а также в кабинетах информатики, где студенты могут монтировать свои программы.
Наши студенты издают две газеты, ведут интернет-радио, телевидение на факультете и готовят еженедельную 15-ти минутную программу для общественного телевидения. Условием окончания обучения является обязательный зачет по 6-недельной практике в какой-то редакции.
В настоящее время стало насущной потребностью расширять международные связи среди учебных заведений. Университет имени Адама Мицкевича в этом плане имеет большие успехи: сотрудничает на основании двусторонних договоров с 220 высшими учебными заведениями со всех континентов мира. Сотрудничество, в основном, заключается в обмене преподавателями, аспирантами и студентами; обмене публикациями; проведении общих научных исследований на согласованную тему; организации совместных конференций и все более чаще проводимом общем обучении.
Сейчас в университете учится около тысячи студентов из других стран. Казахстанские студенты тоже могут приехать к нам на учебу на семестр или год. Мы можем им предложить лекции, которые читаются на польском, русском, немецком и английском языках. Следует отметить, что предложение предметов на немецком и английском языках постоянно расширяется.
В чем отличие казахстанской
журналистики от польской?
Преподаватель Ж. Бекболатулы рассказал о некоторых различиях казахстанской и польской журналистики по части подготовки кадров.
– В Польше готовят журналистов-практиков уже со второго курса, –  отметил он. – Студент может взять диктофон, камеру, и сразу готовить для радио или телевидения свои сюжеты. Что касается нашего опыта подготовки журналистских кадров, то у нас еще преобладает журналистское образование постсоветского пространства – идет «засилье» теорией. Наш студент «напичкан» теорией, но не готов к практике.  И потом, мы больше готовим журналиста с типичным редакторским наклоном. Но на сегодняшний день назрела необходимость готовить редакторов с менеджерскими качествами. В последнее время мы уже делаем акцент на журналистов-менеджеров, и уже начинаем готовить специалистов, которые будут уметь руководить не только редакцией, но и управлением денежных потоков и др.
По словам Жумабека Кенжалина, «ежегодно между «Қазақ газеттері» и факультетом журналистики КазНУ им. аль-Фараби подписывается договор о практике студентов в республиканских СМИ.  Наши редактора преподают на факультете журналистики,  председательствуют в государственных экзаменационных комиссиях. В дальнейшей перспективе наши опытные журналисты – главы государственных республиканских изданий, отмечают для себя наиболее одаренных выпускников факультета и приглашают их к себе на практику. В дальнейшем эти ребята остаются работать в наших изданиях. Таким образом, мы готовим себе смену».
Участники встречи поговорили и об особенностях казахстанской жуналистики. По словам Сейдахмета Куттыкадама, «главная ее особенность в том, что у нас есть казахоязычная и русскоязычная журналистика. И между ними очень большая разница. Казахоязычная журналистика больше опирается на традиции, историю, культуру народа, русскоязычная – больше внимания уделяет политике, истории, экономике. И между ними заметная разница – в стилистике и подаче. Русскоязычная журналистика, в свою очередь, делится на две части: одна занимает проказахстанскую позицию,  вторая – пророссийскую. Сейчас появилось еще одно небольшое направление – прозападное. В этом особенность казахстанской журналистики. В нашей журналистике часто идут внутренние дискуссии по разным вопросам. Взгляды на проблемы, к примеру, в Украине, у нас заметно отличаются».
Аманхан Алим спросил у польских гостей: «Наши журналисты порой становятся большими поэтами, прозаиками. Есть такие примеры. А в Польше есть подобные тенденции?». На что Тадеуш Валлас ответил: «В практике нашего факультета пока такого нет».
Дискуссия сторон завершилась. Участники встречи  – журналисты со стажем – пришли к общему знаменателю, что экономический и политический рынок сегодня требует и качественно новой информационной журналистики, и большого объема информационных услуг прессы. В современном медиапространстве обозначились три наиболее заметные функциональные ниши: информационная журналистика, аналитическая журналистика и журналистика развлечения. И сегодня перед журналистом стоит выбор: найти свое место в какой-либо из этих ниш.
Исходя из этих причин, система подготовки журналистских кадров сегодня претерпела существенные изменения.  Участники  встречи пришли к выводу, что в последнее время сотрудничество Казахстана и Польши в этом направлении становится все более активным.
Наша справка
Новые СМИ или новые медиа (англ. New media) –  термин, который в конце XX века стали применять для интерактивных электронных изданий и новых форм коммуникации производителей контента с потребителями для обозначения отличий от традиционных медиа, таких как газеты, то есть этим термином обозначают процесс развития цифровых, сетевых технологий и коммуникаций. Конвергенция и мультимедийные редакции стали обыденными элементами сегодняшней журналистики.
Речь, прежде всего, о цифровых технологиях, и эти тенденции связаны с компьютеризацией общества, поскольку до 80-х медиа полагались на аналоговые носители.
Следует отметить, что согласно закону Рипля, более высокоразвитые СМИ не являются заменой предыдущих, поэтому задача новых медиа – это и вербовка своего потребителя, поиск иных областей применения, «онлайн-версия печатного издания вряд ли способна заменить само печатное издание».

 Сауле АХМЕТОВА журнал «Мысль»

 

 

Пікір жазу »


Answer My Question

CLOSE

Your question has been sent!

Please fill out the form below.

Name *
Email *
URL-мекенжайы (include http://)
Сюжеті *
Question *
* Required Field