Bookmaker artbetting.co.uk - Bet365 review by ArtBetting.co.uk

Bookmaker artbetting.gr - Bet365 review by ArtBetting.gr

Germany bookmaker bet365 review by ArtBetting.de

Premium bigtheme.net by bigtheme.org

Слово об учителе и ученом

jurfak Мамыр 29, 2013 0
Слово об учителе и ученом

Дудинова Е.И., Мухамадиева Л.И.

СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ И УЧЕНОМ

Учатся только от человека,

которого любят

В. Гете

 

Юрий Алексеевич Крикунов – почти ровесник Казахского Национального Университета. Крупному ученому, профессору, журналисту, одному из плеяды тех, кого по праву можно назвать ядром интеллектуальной элиты исполнилось бы в 2003 году 70 лет. Преподаватель, заведующий кафедрой, декан факультета журналистики, он немало сделал для формирования современного образа казахстанской журналистики, образовательной и учебной базы факультета, готовящего работников средств массовой информации   республики Казахстан.

 От талантливого человека во все времена требовалось многое: настойчивость, смелость, самопожертвование, сознание долга и точность;  талантливым людям многое удавалось сделать, но большее всегда оставалось в планах. Для настоящего ученого поле его деятельности расширяется с каждым сделанным им шагом. Так складывался жизненный путь любимого профессора журналистов – Юрия Алексеевича Крикунова. Чем дольше он находился в стенах родного факультета, тем больше дел и забот – научных и административных, учебных и организационных  приходилось решать каждодневно. С преподавателя факультета журналистики всегда был спрос особый: требовался талант педагога, долженствовал творческий потенциал, активная жизненная позиция, огромный практический опыт, умение и желание расти творчески и научно. Такие люди формировали модель казахстанского образования.

Юрий Алексеевич –  выпускник КазГУ. В 1959 году он вернулся на родной факультет уже в качестве преподавателя. Тогда, в шестидесятые-семидесятые  молодых Марата Барманкулова, Юрия Крикунова, Намазалы Омашева, Сагымбая Козыбаева, Абдул-Хамида Мархабаева встречали мэтры казахской и русской литературы, филологии, журналистики – Мухтар Ауэзов, Тауман Амандосов, Каиржан Бекхожин, Северин Матвиенко, Михаил Дмитровский, Зейнолла Кабдолов,  Абилфаиз Идрисов, Шериаздан Елеукенов, Темирбек Кожакеев и другие.   Плодотворная и мощная интеллектуальная школа взрастила достойные плоды. Учителя могут смело гордиться своими учениками – им предстояло продолжать и развивать теоретическую и научную базу казахстанской журналистики, изучать ее историю, писать учебники. Однако без корней и почвы – нет могучего жизнестойкого дерева. Талантливые люди создают вокруг себя особую атмосферу,  особый свет, питающий созидание.

Кто-то сказал, что истинные таланты развиваются из любви к делу: чем выше цель стремлений человека, тем быстрее и социально продуктивнее развиваются его способности и таланты. Любовью к делу можно объяснить внимательное и трепетное отношение профессора Крикунова к каждому студенту. Академическое почтительно-уважительное “Вы”, обращенное к “зеленому” абитуриенту уже поднимало общение на уровень научного изыскания, а в пору студенчества каждый из нас чувствовал себя “коллегой” известного профессора. Умел Юрий Алексеевич внушить подобную значительность и значимость каждому юному дарованию, умел ненавязчиво вложить в сознание необходимость знать много, читать жадно, писать качественно, умел тактично посеять сомнение в наших подростковых душах, доселе явно убежденных в собственной исключительности и талантливости. Юрия Алексеевича  уважали и любили студены, продолжали любить и после получения диплома, и после первых успехов и журналистских премий.  Ему была уготована судьба любимого и уважаемого Учителя, человека, несущего свет знаний.  Его любили за открытость и приветливость, уважали за принципиальность, некоторые даже боялись за строгий нрав и объективность. Каждое его занятие превращалось в  мини-представление определенной темы. Это был  изящный, филигранный урок, мастер-класс для будущих журналистов. Рассказы о его семинарах передавались из уст в уста. Преподаватели могли запросто завернуть к нему на урок, поучаствовать в обсуждении, а в результате научиться чему-то новому: одним из первых Юрий Алексеевич стал развивать концепцию новых жанровых форм – журналистское расследование, версия, литературно-критическая статья в современных условиях, рецензия. В последствии все это вылилось в написание развернутого учебного пособия “Рецензия в газете”, а также в научно-методические статьи, затрагивающие вопросы формирования жанровой структуры журналистских текстов. До сих пор оригинальными остаются разработанные им курсы: “Литературная критика в печати”, “Психология журналистского творчества”, “Освещение вопросов морали и нравственности в СМИ”, “Проблемы здравоохранения в печати”. В начале 90-годов, период обретения Казахстаном независимости, формировался образ новой казахстанской журналистики, что отразилось в разработке всеобъемлющего лекционного курса для студентов последнего года обучения “Глобальные проблемы современной журналистики”. Потребность отдавать, дарить свои знания ученикам – главная характеристика Учителя, наставника, педагога.

Большой опыт практической работы, а к 1960 году у Ю.А. Крикунова  за плечами уже был солидный стаж в газете “Правда Южного Казахстана” и журнале “Народное хозяйство Казахстана”, позволил найти   свою тему исследования. Уже через семь лет теория казахстанской журналистики обогатилась диссертационным исследованием Юрия Алексеевича по проблемам характера в современном очерке. Продолжение последовало в монографиях: “Сила газетного слова”, “Подсказано жизнью”, “Истина только одна”. Основным рефреном научно-публицистических трудов Юрия Алексеевича звучала мысль о приоритетах человеческого, личностного, характерного в газетной литературе – очерковой публицистике. “Документальность, фактичность, авторские комментарии максимально приближают героя к жизни, придают ему черты характера человека наших дней, делают его носителем морали конкретного исторического периода, – считал Ю.А.Крикунов. Этим и другим темам посвящены его ранние работы и статьи: “От проблем – к характеру” (1967), “Не пересказывать – анализировать” (1963), “Сложна наука человековедения” (1965), “Теория ли тому виной” (1966).

Уйдя из практической журналистики в науку, Юрий Алексеевич строил свою модель образования  журналистов. По его мнению, научить журналистике можно только в тесной сопряженности с действующими редакционными коллективами. Он и сам часто публиковался, не теряя контактов, чувства пера, газетного стиля. Ю.А. Крикунов был активным автором многих казахстанских газет, а также корпоративного рупора журналистов – союзного журнала “Журналист”, публикация в котором считалась признанием профессионализма и мастерства пишущего. В одной из  статей “Между оптимизмом и скептицизмом”, опубликованной в декабре 1989 года, он писал о практике работы казахстанской “молодежки” – “Ленинской смене” (ныне “Экспресс К”). О замене спокойно-размеренных полос ударными, рассчитанными на читательское соосмысление материалами, новых формах подачи, необходимости броских заголовков, большей честности, а главное – молодых и немолодых журналистах, создающих газету: Олег Никанов, Сергей Лесковский, Гергий Лория, Александр Иконников и других. Ненавязчиво, доходчиво, не амбициозно выпестовывал он учеников, готовя их к бою за новый образ казахстанской независимой прессы.

 Ключевым направлением в его научной, педагогической и организационной  деятельности явилось руководство кафедрой журналистского мастерства и литературного редактирования, которую он в 1990 году принял из рук известного профессора, одного из первых исследователей теории и практики казахской публицистики Таумана Салыкпаевича Амандосова. Кафедра к этому времени была представлена такими талантливыми учеными как  Абдул-Хамид Мархабаев, Бауыржан Жакып, Амантай Шарипов и др. После ухода из жизни Ю.А. Крикунова знамя кафедры подхватил ученик Т.С. Амандосова – Б. Жакып. Сегодня кафедра получила новое название и специальность – издательское дело и редактирование, возглавляет ее кандидат филологических наук, доцент Кайрат Сак.

Любимым рабочим местом профессора Ю.А. Крикунова всегда оставалась студенческая аудитория. Он был прекрасным лектором, умел завладеть вниманием аудитории, серьезно занимался организацией встреч и семинаров известных журналистов, производственных практик, круглых столов для студентов факультета. В свою очередь, практические журналисты не только безмерно уважали Юрия Алексеевича, но и нуждались в его оценке, поощрении, комментарии. Очень охотно принимали предложения о сотрудничестве с университетом, воспринимая это предложение как высокую степень доверия Учителя. Именно в период руководства факультетом Юрия Алексеевича (1993-1995г.г.) связь теоретиков и практиков казахстанской журналистики была невероятна крепка. Прежде всего,  в силу того, что как преподаватели факультета журналистики, так и работники СМИ понимали, осознавали, что делают общее дело: готовят кадры для казахстанской журналистики.

В 1995 году вышел в свет первый номер журнала “СМИ и журналистское образование в Центральной Азии”, изданного на факультете журналистики КазНУ при поддержке Представительства ЮНЕСКО, Регионального Советника по коммуникациям в государствах Центральной Азии. Его главным редактором и вдохновителем был Юрий Алексеевич Крикунов. Журнал стал одним из первых изданий, открывших эру творческого сотрудничества факультета с международными журналистскими организациями. Впоследствии, в 1996 году декан факультета, профессор Омашев Н.О. открыл  кафедру ЮНЕСКО, содействующую развитию журналистского образования, коммуникаций в Центральной Азии и Казахстане.

Когда журнал был сверстан, пришло печальное известие о смерти профессора Крикунова. Последняя страница, очерченная траурной рамкой,  была посвящена любимому Учителю. Он остается в нашей памяти светлым и красивым Человеком, с гордым, высоким и благородным призванием, которому все было принесено в жертву.

Дудинова Е.И., Мухамадиева Л.И.

Крикунов Юрий Алексеевич – родился 26 сентября 1933 года в городе Алма-Ате. После окончания отделения журналистики филологического факультета КазГУ был направлен на работу в редакцию газеты “Правда Южного Казахстана” в Шымкенте, затем в журнал “Народное хозяйство Казахстана”.

В 1959 году пришел в КазГУ старшим преподавателем факультета журналистики. За 36 лет работы прошел все ступени преподавательской карьеры, опубликовал около восьмидесяти научных статей и разработок. В 1967 году защитил кандидатскую диссертацию по теме “Проблема характера в современном очерке”, является автором монографий “Сила газетного слова” (1980), “Подсказано жизнью” (1984), “Истина только одна” (1988), “Тебе, юнкор!” (1966); учебных пособий “Проблема характера в очерке” (1966), “Полвека в пути” (1969), “Рецензия в газете” (1975), “Главное призвание” (1979), “Психологические основы результативности устной и печатной пропаганды” (1983), “Моральная тема в газете” (1984), “Игровые задания по журналистике для студентов-иностранцев” (1989); методического пособия “Предварительная защита дипломных работ” (1990);   научно-публицистических статей: “Не пересказывать – анализировать” (1963), “Сложна наука человековедения” (1965), “Теория ли тому виной” (1966), “Некоторые особенности нравственного воспитания на современном этапе” (1971), “Дискуссия как форма повышения действенности печати” (1973), “Критерии результативности печати” (1975), “Театр. Зрители. Критика” (1978), “И сообщение, и психология” (1979), “Эксперимент и его роль в журналистике” (1980), “Жилкайдаров из “Жетису” (1982), “Мышь в портфеле или еще раз о “загадочном” подростке” (1985),  “Экономическая реформа на страницах газеты” (1989), “Пресса в условиях перестройки: итоги, проблемы, перспективы” (1990), также ряда других статей в журнальной и газетной периодике Казахстана и СССР.

Юрий Алексеевич Крикунов разработал и читал следующие лекционные курсы: “Освещение в печати, на радио и телевидении вопросов культуры, быта”, “Литературно-художественная критика в печати”, “СМИП и проблемы литературы и искусства”, “Вопросы народного образования, нравственного воспитания, науки и техники в печати, на радио, на телевидении” и другие; спецкурсы “Проблемы современного очерка”, “Вопросы здравоохранения в печати”, “Проблемы психологии творчества журналиста и результативности печати”, “Рецензия в газете”.

В течение пяти лет Ю.А. Крикунов являлся главным редактором многотиражной газеты “Казахский университет”, возглавлял методическое бюро факультета журналистики. В 1984 году за заслуги в области высшего образования СССР Ю.А. Крикунов награжден нагрудным значком “За отличные успехи в работе”, приказом ректора университета неоднократно объявлялись благодарности. Всю творческую биографию Ю. А. Крикунов являлся одним из активных членов Союза журналистов Казахстана. В течение ряда лет руководил секцией литературно-художественной критики. Постоянно участвовал в теоретических семинарах и научно-практических конференциях, проводимых Союзом журналистов совместно с Казахским Государственным Университетом. Заслуживает внимания работа Ю.А. Крикунова, направленная на обобщение опыта редакционных коллективов газет “Огней Алатау”, “Жетису”, “Ленинская Смена”, “Ленин кичи”, “Учитель Казахстана”, “Дружные ребята”. Результатом явились аналитические статьи, опубликованные на страницах центрального журнала “Журналист”. Монография Ю.А. Крикунова “Истина только одна” в 1989 году была удостоена премии Союза журналистов Казахстана. В 1989 году за плодотворную и педагогическую деятельность Крикунову Ю.А. присвоено звание профессора. С 1990 – заведующий кафедрой журналистского мастерства и литературного редактирования. В 1993-1995 – декан факультета журналистики КазГУ им. аль-Фараби.

Пікір жазу »


Answer My Question

CLOSE

Your question has been sent!

Please fill out the form below.

Name *
Email *
URL-мекенжайы (include http://)
Сюжеті *
Question *
* Required Field