Bookmaker artbetting.co.uk - Bet365 review by ArtBetting.co.uk

Bookmaker artbetting.gr - Bet365 review by ArtBetting.gr

Germany bookmaker bet365 review by ArtBetting.de

Premium bigtheme.net by bigtheme.org

Дудинова Елена. Метод журналистского наблюдения: творческий дуализм

jurfak Мамыр 29, 2013 0
Дудинова Елена. Метод журналистского наблюдения: творческий дуализм

Коммерциализация современных СМИ привела к трансформации как старых методов сбора, обработки и подачи фактического материала, так и  классической концепции журналистского мониторинга. Первое базировалось на превращении газеты в товар и повлекло за собой изменение внешнего облика издания. Второе выразилось в глобальном переосмыслении функций прессы, смещении акцентов в изображении характеров и типов от позитивного к негативному («хороший человек – не тема для журналистского выступления»), а также в установлении нового порядка в иерархии ценностей самих журналистов. Перестал быть неестественным и диссонансным для профессии рыночный подход к информационной базе. Сам журналист как творческая единица вырабатывает адекватный перечень профессиональных достоинств. Среди которых – умение быстро ориентироваться в постоянно меняющемся информационном поле, способность наделить обыденный факт качествами политически востребованной информации, возможность использовать свои знания для создания информационного продукта, продажа которого уже входит в обязательный «торговый тезаурус» профессии.

Безусловно, остались среди профессиональных достоинств ортодоксы – гражданская позиция, нравственное отношение пишущих к своему труду, честность и неподкупность, грамотность и компетентность и т.д. Однако в данной статье речь пойдет не о нравственных основах пишущего, а о дуалистическом отношении журналиста к профессиональной методологии.

Конечным результатом любой деятельности является материальный или нематериальный продукт,  в самую суть которого заложено отношение производителя к потребителю. Исключение, на первый взгляд, могут составлять научные изыскания. Но и они, в конечном итоге, нацелены на позитивное и созидательное развитие и прогресс человечества. Итак, задумывая публикацию, журналист готовится исполнить свои профессиональные обязанности посредством определенных приемов и методов. Каковы они, подробно расскажет любой теоретик журналистики. Удивительно другое, старые методы с легкостью претерпевают изменение и новое наполнение их содержательного денотата. Нельзя сказать, что вымывается полностью прежняя методологическая база, на которой строились жанровая, стилистическая, социально-психологическая теории методологии. Но и отрицать новые тенденции в развитии содержательной стороны журналистского инструментария было бы не корректным. Следовательно, мы становимся свидетелями трансформации творческого подхода журналистов к методам своей работы. При таком положении современное звучание приобретают все грани творческой деятельности журналиста, а также фиксируется некоторая двойственность, дуализм самоощущения журналиста в процессе мониторинга.

Такой подход журналистов к источнику информации, методам наблюдения, конечному результату адекватно отражается в психологической модели – «быть или казаться». Наиболее показательным в этом плане является метод перемены профессии, говоря профессиональным языком – скрытого включенного наблюдения. Или его эквиваленты из теории западной журналистики – методы «маски», «лицедейства», «ложного представления». Впервые данная методика сбора и получения информации была использована в 1890 году журналисткой «Чикаго сан таймс» Нелли Блай, которая «устроила» себе десятидневное пребывание в клинике для душевнобольных. Результатом явился репортаж о жизни и судьбах пациентов закрытого для широкой публики сумасшедшего дома. В последствии данный метод широко использовался как в зарубежной, так и отечественной прессе. И всегда это было интересно, гарантировало успех и популярность без особых усилий и филигранного словесного оформления текста. В классику советской журналистской школы вошли очерки Михаила Кольцова. Автор садился за руль такси, или отправлялся на семь дней в школьный класс в качестве учителя. Цель? Увидеть ситуацию изнутри. Очертить проблемы. Героический ореол появился у метода «маски» после публикаций Г.Вальрафа и Г. Кромшредера. Чтобы написать о тяжелом положении иммигрантов-турок в ФРГ Гюнтер Вальраф  надел черный парик, вставил коричневые контактные линзы и в течение двух с половиной лет ездил по стране под именем Али Левент Синирли-оглу. Его книга «На самом дне» вызвала широкий отклик в ФРГ, так как «автор обнаружил в этой стране систему подлинного апартеида по отношению к лишенным каких бы то ни было прав сезонным рабочим-иммигрантам» /1/.  Есть в истории советской журналистики и казусы лицедейства. Страстно желая попасть на испытательный рейс первой международной реактивной пассажирской авиатрассы, резко сокращавшей время полета из Европы в Китай, корреспондент представился врачом, а потом молился всю дорогу, чтобы никто не заболел /1, с.172/. Пожалуй, только положительный исход ситуации позволил журналисту с легкостью вспоминать свои приключения. Окажись судьба к нему не столь милосердна, он отвечал бы перед судом.

Далее метод скрытого включенного наблюдения дифференцируется, продолжая свое существование в двух ипостасях: классической и модернизированной. Первая обладает прежним денотатом, строится на классических традициях информирования, оставаясь в рамках требований документальной журналистики. Второе направление порождает новую интерпретацию метода, его развлекательную модель. Доказательством тому – современная волна интереса к старому методу, возникшая в начале 90-х годов ХХ столетия, когда молодые журналисты, нарядившись нищими, собирали подаяние в подземных переходах или отправлялись в соответствующем виде в клубы транссексуалов. Об остром профессиональном интересе к методу «маски» сегодня говорит тот факт, что, например, газета «Комсомольская правда» только за сентябрь 2003 года опубликовала три серии материалов о приключениях своих корреспондентов в качестве живого товара, террористов и даже мазохистов. Казахстанские журналисты с известной долей осторожности используют данный метод, в основном, его классическую модель. Как это делает корреспондент газеты «Казахстанская правда», публикуя под рубрикой «личный опыт» свои злоключения в качестве молодой мамы, пытающейся получить пособие на рождение ребенка /2/. В данном случае журналист строит свое выступление исключительно на документальных фактах. Интересный ход нашли журналисты газеты «Время», предприняв попытку прожить на тот продуктовый минимум, который вычисляется государственными чиновниками в качестве достаточного. Мониторинг за данным экспериментом стал основой интересной публикации. В качестве профессионального новшества воспринимается эксперимент газеты «Экспресс К», которая вводит в классическое интервью присутствие третьего лица – детектора лжи. Под рубрикой «К барьеру», публикуются в параллельном аспекте ответы интервьюируемого и версия детектора /3/. А журналист бесстрастно наблюдает за попытками респондента оправдаться и объяснить нестыковки. В данном случае, не используется в чистом виде метод скрытого включенного наблюдения, однако, мониторинг осуществляется на психологическом уровне; корреспондент, а с ним и читатель,  автоматически получают доступ в глубины подсознания.

Безусловно, плюсов у метода «маски» много. Пожалуй, ни один другой не позволяет увидеть ситуацию настолько изнутри, прожить чужую жизнь воочию, понять механизм происходящего и рассказать об этом широкой общественности.  При условии этического отношения к данному методу ему нет равных. Хотите сенсацию? Получите. Однако, исходя из внешних характеристик, некоторые из подобных публикаций все меньше несут социально-важной информации, и все больше тяготеют к клану развлекательных пресс-шоу.

Если вернуться к избранной нами ранее в качестве отправной точки понимания сути мониторинга психологической модели – «Быть или казаться», то можно сделать следующие умозаключения:

  • Ранее в скрытом мониторинге доминировала сущностная категория, согласно которой журналист через погружение в кажущееся достигал своей цели, и такое раздвоение помогало сомоопределиться, объективно взглянуть на происходящее и вернуться к точке отсчета «быть».
  • В настоящее время журналист, используя метод включенного наблюдения, иногда так и остается в виртуальном мире. Двойственность порождает двойственность.

Таким образом, моделируются ситуации и образы поведения сообразно ценностным категориям времени. Становятся интересными профессии, заключающие в себе конфликт, анормальность: проститутка, сутенер, бомж… Журналист, рискуя многим, ставит эксперимент, с первого взгляда, над собой. Однако при детальном изучении становится понятно, что весь мир – театр, и читатели в нем также актеры.

Есть смысл разобраться в первопричине обращения журналистов к скрытому включенному наблюдению. Почему интерес к данному методу не угасает и в постмодернистский период развития масс-медиа? Когда почили в бозе даже, казалось бы, незыблемые, жанровые структуры: передовица, традиционные очерк, фельетон, памфлет, корреспонденция. Удельный вес использования «метода маски» растет. Более того, некоторые издания  сознательно моделируют действительность, создавая своеобразную «фабрику грёз». Этим самым они стараются поддерживать искру читательского интереса, создается видимость острой актуальности предложенной темы, журналистского риска, более того, героики профессии. А в итоге, даже оппоненты вынуждены мириться с этим на страницах любимых изданий. Пусть от иного газетного сериала веет вымыслом и скандальностью, читатель прочтет его на досуге как увлекательный детектив. Тем более что большинство из реципиентов вполне допускают мысль о правдивости описанного. И здесь мы подходим к формулированию нового подхода к старому методу наблюдения в журналистике. Это уже не чистая журналистика, а шоу в журналистике. В данном случае журналистский материал теряет строгую документальность, приобретая черты гипотетическо-литературные. Можно ли считать исключительно документальным фильм о жизни людей «за стеклом»? Это жизнь или эксперимент? Опыт? Игра? Журналист, меняя профессию, погружается в ситуацию, информацию о которой мы можем получить исключительно от него, проверить её достоверность сложно. Да это и не нужно. Нам интересна сама ситуация, и, на первый взгляд,  не важно, правда ли это. Таким образом, мы становимся свидетелями переходного состояния метода наблюдения в журналистике, при котором его результат – журналистский материал, теряет документальную основу, и автоматически переходит в разряд литературы. То есть иного подхода к факту, при котором интрига правит бал. Автор создает  свою собственную реальность, многое в которой вымысел. Именно в том, что мы не знаем, реально ли происходящее, или это удачная постановка, и есть смысл творческого и смелого подхода к методу.

Функциональные причины обращения журналистов к методу скрытого включенного наблюдения, на наш взгляд, следующие: творческий подход к профессии;  желание создать текст, приближенный к художественному; свободная интерпретация событий, а также потребность креативного аналитического осмысления фактического материала. Поставить себя на место другого человека – задача журналиста, безусловно, мыслящего творчески. Единственный, установленный опытом канал, по которому к человеку идут сведения об окружающем мире, – это органы чувств. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного – это нечто большее, чем просто наблюдение. Журналист, будучи в роли учителя, судьи, бизнесмена наделен свежестью взгляда, оценивает и передает чувство сопричастности. Стремление к правдоподобию  рождает первоклассную копию действительности. Ради понятного, на первый взгляд, желания вырвать читателя из уз повседневности, встряхнуть эмоционально, вызвать адекватную реакцию на экстраординарность, журналист-модератор сознательно уходит от реальности, или же создает новую образную систему. Таким образом, читателя провоцируют воспринимать в качестве логического и документального текст, предназначенный для чувственного понимания. Журналист пытается выйти на уровень осмысленного восприятия. Нельзя даже теоретически обвинить журналиста в полном вымысле происходящего. Однако, он, опираясь на фактически случившееся, оставляет за собой право сообщить собственные ощущения, картинку, увиденную именно так, а не иначе.

 Современная практика журналистского наблюдения богата примерами самого разнообразного перевоплощения журналистов. Под рубрикой «Портрет явления: смена амплуа» появляются откровения секс-рабыни и медбрата скорой помощи, поставщиков или скупщиков наркотиков, садомазохистов и  заготовителей леса и др. Если проанализировать общность архитектоники подобных материалов, то выявляются следующие закономерности:

  • яркий, шокирующий заголовок (С утра бегут с пилою в лес, а ночью – к девочкам топлесс…» КП, 25 сентября 2003, с.8; «Секс-рабыня вырвалась из ада» там же, «Вино, любовь и кровь под бой быков» КП, 1 августа 2003, с.22);
  • лид, декларирующий благородную цель – выявление каналов распространения наркотиков, путей торговли живым товаром, выявление злоупотреблений на производстве.
  • завязка – попытка стать своим среди чужих, легенда, контакт;
  • развитие действия – описание, детализация, повествование о ходе действий;
  • кульминация – приближение к разгадке аферы или сложной проблемы.
  • развязка – итоги и выводы, позволяющие выйти на совершенно иной уровень обобщений.

Как признается журналист «КП» Дарья Асламов в своем очередном амплуа: «Памплона научила меня простым вещам: каждый сражается на своей арене и у каждого свои быки. Мои быки – это мужчины, боязнь скуки и похоть, но я отважный тореро. Надо мной можно смеяться, меня можно презирать и ненавидеть, но я навсегда останусь женщиной-фиестой, последней в своем поколении» /4/. Последняя цитата иллюстрирует переход от уровня образного мышления «женщина-тореро» до уровня высшей абстракции «женщина-фиеста». Читатель уже не знает, какого типа информационный продукт ему предлагают: комментированная информация или репортаж-спектакль. А значит и документальный ранее образ журналиста расплывается или вырастает до актера, персонажа, героя. Но, как ни странно, ему, читателю, все-таки важно знать, правда ли то, о чем пишет газета? И где заканчивается правда и начинается вымысел? И как надо реагировать? Включаться в решение конфликта, сбор средств, писать отклик, помогать, советовать? Или посочувствовать и перевернуть страницу.

Безусловно, у такого подхода к методу скрытого включенного наблюдения, его развлекательной разновидности, есть оппоненты. Что вполне оправдано и объясняется фактом деления самой прессы на «качественную» и «желтую», их различным подходом к журналистской методологии вообще, и к методу «маски» в частности.

Метод наблюдения на сегодня сформировал понятийный аппарат, а также выработал собственные информационные коды, которые также требуют тщательного изучения. Исследования журналистского  мониторинга продолжаются, так как постоянны модификации и перевоплощения существующих методов. Их сопряженность с исторической парадигмой развития общества также не требует доказательств. Каждое время и привносит и черпает свое. Скрытое включенное наблюдение, метод «маски» –  богат сам по себе. Интересен, актуален. На его примере можно проследить меняющиеся пристрастия современных читателей, методы и приемы работы журналистов, функциональные изменения всей медиа-сферы. А также увидеть желаемую читателем форму и манеру общения. Если раньше было интересным открытое комментированное изложение факта, глубокая аналитичность, некоторая назидательность, то в современном журналистском тексте наблюдается «перераспределение» фактографического, дидактического и патетического компонентов. Усиливается фактографическая насыщенность. Полностью вытесняется дидактизм и патетика, ретушируется необходимость логической аргументации, уходит оценочность.  Иными словами, читателю интересно «изложение в сюжете», динамизм, драйв, включенность, одномоментность.  При таком понимании метод скрытого включенного наблюдения выступает как интерактивный, предполагающий не только представление картинки, но и соучастие читателя, зрителя. И если раньше подсказать ответ на сложный вопрос, найти выход, научить, что следует думать по данному поводу, как реагировать и поступать, должен был журналист-аналитик, то современный читателя может иметь свой собственный вариант ответа, не всегда совпадающий с авторской точкой зрения. Таков выбор читателя. Таков спрос, таково и предложение журналиста.

  1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Парадоксы развития, поиски, перспективы. –М.: Мысль, 1991. с. 169.
  2. Демченко М. Пособие на…муки. // Казахстанская правда, 26 декабря, 2003 год, с.3.
  3. Тулегенова Асель. Полиграф для певца. //Экспресс К, 3 октября 2003 год, с. 7.
  4. Асламова Д. Вино, любовь и кровь…//КП, 1 августа 2003, с.22.

Резюме

Журналистская методология сегодня претерпевает значительные изменения. Не стали исключением и методы медиа-мониторинга. В статье анализируются новые подходы к методу скрытого включенного наблюдения, оригинальная архитектоника публикаций, а также различные подходы и примеры использования классической методологии современными журналистами. Автор предлагает собственное определение переходного этапа известного метода, обосновывает наличие в нем двух самостоятельных направлений.

Пікір жазу »


Answer My Question

CLOSE

Your question has been sent!

Please fill out the form below.

Name *
Email *
URL-мекенжайы (include http://)
Сюжеті *
Question *
* Required Field