С.Х.Барлыбаева –д.и.н., профессор
факультета журналистики
КазНУ им.аль-Фараби
На факультете журналистики КазНУ им.аль-Фараби прошел научно-исследовательский семинар по теме “Информационное общество: теории, концепции, исследователи». Данная тематика актуальна не только для магистрантов, докторантов, исследователей-коммуникологов, но и для всех, интересующихся проблемами развития современной цивилизации.
Двадцать–тридцать лет назад идея информационного общества (ИО), впервые упомянутая японскими исследователями, казалась далекой будущей целью, желаемым абстрактным будущим. В настоящее время – это уже конкретная реальность, модель общественного, экономического развития, социально-культурных перспектив. Яркий пример тому развитые и новые индустриально-развитые страны Европы, Азии, Америки.
Концепций, теорий, касающихся развития ИО, в настоящее время очень много. В ХХ1 веке исследователи осмысливают, анализируют коммуникационные, технологические, культурные и социальные аспекты ИО через призму отдельно взятой страны, каждого региона в отдельности.
В начале ХХ1 века прошел Всемирный Саммит по информационному обществу, который проводился в два этапа: в декабре 2003 года в Женеве и в 2005 году в Тунисе, где были приняты: Декларация принципов по основам информационного общества в ХХ1 веке, План действий сотрудничества между правительством, частным спектром, гражданским обществом и другими сторонами. В заключительной «Декларации принципов» создание ИО позиционировалось как важнейшая задача нового тысячелетия, решение которой должно принести народам мира существенное улучшение качества их жизни и ее демократизации. Каждая страна выбирает свой путь развития ИО, свое видение этого общества будущего. Однако, несмотря на значительные различия, стратегия практической реализации новой политики в некоторых странах представляется схожей. В настоящее время на первый план важнейшими факторами политики перехода к ИО выходят:
– деятельность транснациональных корпораций (ТНК),
– решающая роль и политическая воля государства,
– амбициозность национального бизнеса (хотя бы в некоторых секторах информационной, телекоммуникационной индустрии),
– интеллектуальный потенциал нации,
– развитость медиа-инфраструктуры (технологический базис, производство содержания),
– сотрудничество политической и экономической элит, направленное на достижение социальных целей.
С докладами на научно-исследовательском семинаре магистрантов факультета журналистики КазНУ им.аль-Фараби выступили: Мустафина Айнура (2 курс), рассказав о теориях и концепциях ИО; об исследователях ИО Д.Бэлле, М.Кастельсе, И.Масуде рассказала – Мун Наталья (2 курс); концепцию «Третьей волны» научно-технического прогресса Э.Тоффлера проанализировала Алпысбаева Маржан (2 курс); о роли журналиста в информационном обществе рассказала Абдибек Жания (1 курс).
Данный научный семинар дал для молодых исследователей ориентир в изучении информационного общества, открыл новые информационные ресурсы, возможности в исследовании новой стадии общественного развития цивилизации, ИО – общества знаний.